Ведущей российской компании в области безопасности грузоперевозок ЗАО 'Энергет и Ко' в ноябре 2010 года исполнилось 20 лет. С момента основания компании была сделана ставка на коммерческое использование собственных изобретений. Для Запада бизнес, построенный на интеллектуальной собственности - обычное дело. Но для России это так и не стало нормой. Так что 'Энергет' - компания в своем роде уникальная. Об 'историческом' пути предприятия рассказывает генеральный директор Оксана Николаевна СМИРНОВА.
- История многих всемирно известных компаний основана на воплощении новых идей и принципов. Когда говорят о российском предпринимательстве, на 99% подразумевают торговлю и посредничество по классической схеме 'товар - деньги - товар'. Потому что когда у человека есть идеи, способные превратиться в деньги, он предпочитает реализовывать их за рубежом, где риск меньше, а дивиденды выше.
- Оксана Николаевна, как получилось, что сферой приложения сил вы выбрали транспорт?
- Мы и его не выбирали - он нас выбрал. Наши решения оказались наибольшим образом востребованы именно на транспорте, и с этого началась наша специализация. Но правильнее будет называть не транспорт, а логистику. Потому что наша продукция нужна и при транспортировке, и при хранении груза, и в таможенной деятельности - во всех звеньях товаропроводящих цепочек.
- Что изменилось с появлением вашей компании на рынке транспорта и логистики?
- До 'Энергета' любой груз - будь то мешки с картошкой или ценное оборудование - возили с проволочными закрутками, скрепленными свинцовой пломбой. Двери пакгаузов опломбировали нитками и пластилином. Наш подход заключался в серьезном отношении к сохранности грузов при перевозках и временном хранении, так как именно на этих этапах происходила большая часть хищений.
Мы появились в экономике в то время, когда все вокруг переставало быть 'ничейным', переходило в частные руки, а собственник нуждался в постоянной, надежной, а главное, относительно недорогой защите своего имущества. И мы придумали такую защиту - запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ).
- И ваша продукция стала пользоваться бешеной популярностью?
- Мы рассчитывали на это. В начале девяностых годов уровень хищений на железных дорогах зашкаливал - до полутора сотен актов криминального воздействия на объекты железнодорожного транспорта в день! По сети железных дорог убытки от несохранности перевозок достигали нескольких десятков миллионов долларов в год. Нам казалось, что за наши предложения перевозчик ухватится как утопающий за соломинку.
Но и тогда бюрократических препон было не намного меньше, чем сегодня. Опять же существует инерция мышления. Из истории известно, что когда Карл Бенц построил первый автомобиль, в нем увидели только любопытный выставочный экспонат. Паровоз Тревитика, трактор Блинова тоже опередили свое время.
Вот и нам пришлось преодолевать и бюрократические преграды, и инерцию мышления. Сохранность грузов - вроде бы понятие аксиоматическое, но пришлось убеждать, несколько лет доказывать чиновникам транспортной отрасли, что наши изобретения способны качественно переломить ситуацию с безопасностью при перевозках. Словно это мы, а не они были в ответе за перевозимые грузы. Распределенная ответственность развращает, и никто не принимал близко к сердцу тот вал хищений на транспорте, который по нарастающей захлестнул страну в начале девяностых.
Мы принесли железной дороге реальный экономический эффект - благодаря использованию ЗПУ ежегодные потери от несохранности перевозок за четыре года - с 1994-го по 1997-й - уменьшились в сорок раз. Мы создали, вырастили рынок запорно-пломбировочных устройств, которого до нас в стране не было.
Когда Карл Бенц построил первый автомобиль, в нем увидели только любопытный выставочный экспонат. Паровоз Тревитика, трактор Блинова тоже опередили свое время. Вот и нам пришлось преодолевать и бюрократические преграды, и инерцию мышления.
- И как вы стали защищать собственность?
- Способы защиты делятся на физические и технические. Но поскольку к каждому вагону или контейнеру охранника не приставишь, мы пошли по техническому пути.
Вот, допустим, груз помещен на склад. Как узнать, что в течение периода хранения на складе груз находился в неприкосновенности? Опломбировать двери склада, опломбировать, если возможно, сам груз. Главное требование к пломбе - чтобы нарушив ее, нельзя было вернуть ее в прежнее состояние. Пломба - это сигнализатор. Механическая преграда - это замок. Но к любому замку можно подобрать ключи. Вот теперь представьте - примитивная пломба, которую можно нарушить, а затем вернуть в первозданный вид, и замок, который под силу любому начинающему медвежатнику. Вот так и хранились материальные ценности, а недостачи покрывались 'усушками' и 'утрусками'.
Мы же предложили совместить в одном устройстве функции пломбы и замка. При этом пломба стала силовой, а замок - безо всякого ключа. И по цене такое запорно-пломбировочное устройство при достаточно высоких объемах выпуска удовлетворило ожидания рынка.
Благодаря использованию ЗПУ ежегодные потери от несохранности перевозок за четыре года - с 1994-го по 1997-й - уменьшились в сорок раз.
- В номенклатуре вашей продукции целый спектр различных устройств.
- Для каждой задачи мы предлагаем свое решение. Запорно-пломбировочные устройства могут применяться везде, где есть необходимость в надежной фиксации элементов относительно друг друга и контроле за несанкционированным доступом. ЗПУ нужны для вагонов, цистерн, контейнеров, для исполнительных устройств различного оборудования. В зависимости от применения ЗПУ различаются и конструктивно. Но есть и универсальные устройства, применяющиеся во многих областях.
Основной блок нашей продукции можно разделить на тросовые и корпусные устройства - в зависимости от конструкции узлов доступа на защищаемых объектах. То есть разные типы ЗПУ применяются на крытых вагонах, где сдвижная дверь, для цистерн, где пломбируется люк, на контейнерах с распашными дверями.
- Что-нибудь изменилось за 20 лет в вашей работе или вы продолжаете эксплуатировать одну и ту же идею?
- Мир вокруг нас и наша жизнь стремительно меняются. Срок жизни любой идеи исчисляется в лучшем случае несколькими годами, затем актуальность утрачивается - появляются новые решения, меняются приоритеты.
В свое время экономическая жизнь страны была разделена на пятилетки. С нашими предками можно не соглашаться, но история нас убеждает в том, что за этот период происходят глубокие качественные изменения во всех сферах нашего бытия. Кто остановится в развитии или будет жить догмами далекого прошлого, будет отодвинут на обочину, а остальные поедут дальше. Когда мы начинали, не было в помине сотовых телефонов, интернета, компьютер и факс на предприятии считались вершинами благополучия. Менялись требования времени, менялись и мы, и наша продукция.
- Можете привести примеры?
- Мы всегда старались быть на шаг впереди требований заказчика, и это правило стало основным двигателем прогресса компании 'Энергет и Ко'. От производства ЗПУ мы плавно перешли к общей идеологии учета, контроля и экономической безопасности на производстве. Была подготовлена и реализована продуктовая линейка различных систем: контроля присутствия персонала на распределенных объектах (РКП), регистрации контроля технического обслуживания распределенных объектов (РКИ-М), учета и инвентаризации основных средств предприятий (СИ-1), маркировки (идентификации) ответственных деталей и узлов (СМОД), ограничения и учета доступа к работе, контроля за использованием специального оборудования.
Мы создали, вырастили рынок запорно-пломбировочных устройств, которого до нас в стране не было.
- Кстати, ранее много говорилось о случаях появления контрафактных ЗПУ. Эта тема все еще жива?
- Контрафакт - слово звонкое как визг. По моему мнению, контрафактом, воровством интеллектуальной собственности занимаются не сирые и убогие, а топ-менеджмент крупных компаний. Тем самым они создают собственную 'поляну для ощипывания', уничтожая при этом малый бизнес, который в России так толком и не смог встать на ноги.
Когда речь идет о серьезных объемах, заказчик требует предоставить не только отдельные образцы для испытаний, но и всю конструкторскую документацию на предлагаемые изделия. Вероятность того, что эта документация будет передана третьим лицам для организации производства, давайте говорить прямо, существует. Это один путь появления контрафакта.
Второй же заключается в спекуляции этим понятием. Заказчик якобы выявляет контрафактные изделия, обвиняет поставщика в недостаточной защищенности его продукции от подделки, расторгает договор. Затем в продукцию вносятся микроскопические изменения, но тиражируют ее уже другие.
- Как защититься от этого?
- Частично помогает патентование. У нас имеется более 60 патентов России, Германии, Китая, США. Но главная защита - постоянный мозговой штурм, поиск новых направлений развития. Это непросто, поскольку технические требования заказчиков все время растут. Одновременно в ценовом вопросе заказчики предпочитают сохранять консерватизм.
Но применительно к 'Энергет и Ко' главным я считаю то обстоятельство, что деятельность предприятия основана на собственных изобретениях и разработках.
Технологический уровень продукции не позволяет подделывать ее кустарным способом. Мал золотник, да дорог - это прямо про наши ЗПУ сказано. Не в смысле денег, а в смысле труда и интеллектуального капитала, воплощенного в них. Для защиты корпусов наших изделий от подделки мы используем интегральный подход: индивидуальный буквенно-цифровой код, специальные знаки и изображения, их форма, размеры, рельефность, место расположения, способ нанесения в комплексе являются защитой самого высокого уровня. Применяется защита и самого производства.
- Оксана Николаевна, а западный опыт вы пытались заимствовать?
- На Западе все устроено не так, как в России. У нас есть ряд национальных особенностей, совершенно непонятных для других стран. К примеру, у них никому в голову не придет охранять склад с компонентами сборочного производства; стеллажи с крепежом и деталями размещены в сборочном цехе, а не в отдельном складском помещении - ведь никто не станет набивать карманы болтами и гайками, чтобы унести все это с завода и похоронить у себя в гараже. У нас другая производственная логистика.
Никто у них не полезет под цистерну, дабы добыть из нее, к примеру, бензин; не станет раскурочивать ящик с технологическим оборудованием на железной дороге, чтобы добраться до медесодержащих деталей. На транспорте наши задачи в сфере обеспечения безопасности не имеют аналогов в мире. Проблемы чисто российские, поэтому заимствовать на Западе нам было нечего. Все создавали сами, основываясь на физических принципах и потребностях заказчика.
В свое время экономическая жизнь страны была разделена на пятилетки. С нашими предками можно не соглашаться, но история нас убеждает в том, что за этот период происходят глубокие качественные изменения во всех сферах бытия. Кто остановится в развитии, будет отодвинут на обочину, а остальные поедут дальше.
- В последние годы 'Энергет и Ко' активно развивает направление, связанное с выпуском современных систем контроля за деятельностью охранных подразделений на распределенных объектах. Какие новые возможности для потребителей открывает это направление?
- Это направление стало особенно актуальным с развитием сферы охранных услуг. Деятельность охранных подразделений предприятий, эксплуатационных служб трубопроводного транспорта и коммунального хозяйства сегодня не имеют качественных показателей. Иными словами, оценить качество работы тех, кто призван охранять и обслуживать распределенные объекты, невозможно. День прожит - и слава Богу.
Созданная и доведенная нами до серийного производства система обеспечивает практически 100-процентную защиту от возникновения и развития нештатных и чрезвычайных ситуаций за счет исключения пресловутого человеческого фактора. При ее наличии охранник не может не совершить обход или сократить его маршрут, мастер не может не побывать на объекте. Жизнь доказывает, что если бы все выполняли свои обязанности 'от А до Я', происшествий и ЧП было бы куда меньше. А сфера применения нашей системы поистине неисчерпаема - аэропорты, стройплощадки, грузовые терминалы, заводские территории, бизнес-центры, объекты энергетики и коммунального хозяйства. Время, конечно, покажет, но я ожидаю, что экономический эффект от этой системы будет сравним с ЗПУ.
- Оксана Николаевна, а каким вы видите будущее вашего предприятия?
- Есть поговорка: хочешь денег завтра, подумай об этом сегодня. Мы внимательно следим за теми процессами, которые сегодня происходят в транспортной отрасли. Эти процессы достаточно многообразны и их последствия не всегда однозначно предсказуемы. Тем не менее, изменения идут быстро. Дан старт новой приватизационной кампании - имеется соответствующее решение правительства. Мы понимаем, что к 2015 году многое изменится, в том числе и структура собственников в транспортной отрасли. Актуальность вопросов безопасности, ответственность операторов и перевозчиков при этом увеличатся, поскольку никому не захочется терять клиентов. Полагаю, что в этой ситуации наша продукция будет востребована в еще большей степени.
Одно из направлений развития связано с повышением сохранности подвижного состава, электронной паспортизацией его основных узлов, в частности, колесных пар. Такие решения у нас разработаны, и они позволят собственнику контролировать комплектность вагонов, не допускать несанкционированной замены новых деталей изношенными. Это сверхактуальная задача, особенно для тех компаний, у которых относительно новый парк.
- У вас в кабинете вижу много плакатов, посвященных теме дисциплины на производстве.
- У нас же настоящий завод, а на заводе без дисциплины невозможно. Мы тут с вами беседуем, а в цехах идет работа.
- Позвольте пожелать вам и коллективу 'Энергет и Ко' успехов и бессчетного числа юбилеев.